"Интеграл-информ" №13 2012г.

13.4.2012

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОПЫТА
 
(«Интеграл-Информ» №13 от 13.04.2012г.)
 
В условиях сегодняшней нехватки высококвалифицированных рабочих кадров обучение молодых работников практическим навыкам на рабочем месте помогает укрепить трудовой потенциал на предприятиях. Наставничество, как традиционную форму передачи трудового опыта новичкам и как способ отбора наиболее способных молодых людей для пополнения профессионального коллектива, в ОАО «ИНТЕГРАЛ» вот уже многие годы активно используют на самых сложнейших участках производства.
 
По данным экспертов, сегодня практически половина выпускников профессиональных учебных заведений работает не поспециальности, притом что от 30% до 50% предприятий остро нуждаются в кадрах.
Сегодня ОАО «ИНТЕГРАЛ», например, испытывает нехватку высококвалифицированных каменщиков. По мнению директора по строительству Расима Шакирова, это проблема не только отдельного предприятия, а всей страны в целом, обусловленная как последствиями демографической «ямы» 90-х, так и падением престижа рабочих профессий среди молодежи. Выход из сложившейся ситуации он видит в том, чтобы привлекать и заинтересовывать молодежь из профессиональных учебных заведений, и учить их работать. В практикантах руководители предприятий должны видеть свой будущий рабочий потенциал. По его мнению, учащиеся, проходящие производственную практику на рабочих местах, должны почувствовать, что здесь можно заработать, а для этого их труд во время практики должен оплачиваться соответственно трудовому вкладу. В ОАО «ИНТЕГРАЛ» охотно принимают на работу с условием последующего обучения как практикантов, так и молодых людей без квалификации. Это, в первую очередь, строительные подразделения, ООО «ЖБЗ».
 В строительном управлении №1 лучше всего обучение молодых кадров, как рассказал Расим Шакиров, организовано на участке электромонтажных работ.
- Молодые ребята выполняют под руководством наставников определенные виды работ. И если качество их работы устраивает заказчика, то почему бы не оплачивать их труд ? - считает Расим Шакиров.
По его словам, сейчас в профессиональных учебных заведениях готовят специалистов по таким рабочим специальностям, как сварщики, сантехники, в ограниченном количестве, и на практику их приходит очень мало. Практикантов-каменщиков больше, но из десяти человек работать остаются один-двое, а остальным нужна лишь отметка о том, что производственная практика пройдена. По мнению Расима Сабирзяновича, если молодой человек хочет работать, такая возможность ему всегда предоставляется, и наставники на предприятиях ОАО «ИНТЕГРАЛ» готовы сегодня обучать молодых ребят. Никто из кадровых рабочих не отказывается работать с неопытными новичками, хотя при этом они теряют свои объемы выработки. Наставниками становятся, как правило, опытные работники, составляющие костяк коллектива строительного управления. Расим Шакиров называет их «золотым фондом» предприятия, среди них строители, много лет работающие в «ИНТЕГРАЛЕ» - Владимир Иванов, Виталий Зайнетдинов, Завиль Хайруллин, Глюза Фахуртдинова и др.
Одним из таких специфичных производств, на которых нельзя обойтись без обучения вновь принятых работников непосредственно на рабочем месте, является ООО «ЖБЗ». 
По мнению генерального директора ООО «ЖБЗ» Рифа Саяхова, проблема подготовки кадров по определенным специальностям, в которых испытывает потребность железобетонный завод, например, формовщиков, стропальщиков сегодня стоит остро.
 - Конкретно для таких производств, как наше, их не готовят, поэтому вопрос обучения рабочих кадров для нас становится особенно актуальным, – подчеркнул Риф Камаевич. – В основном молодые люди с производством сталкиваются только на рабочем месте. Во время учебы они получают лишь 30% знаний по своей профессии, а все остальное, в том числе практические навыки, они получают на производстве. Фактически они учатся своему ремеслу непосредственно на рабочем месте. Поэтому вопросу наставничества мы уделяем большое внимание.
Одним из самых сложных производственных участков на заводе является бетоносмесительный цех. По словам его начальника Аниса Мухаматьянова, персоналу, обслуживающему производственное оборудование, приходится запоминать очень много информации, поэтому здесь требуются внимательность, сообразительность, хорошая память. Например, операторы пульта управления обслуживают четыре технологические линии формовочного цеха. Бетон подается по двум отдельным линиям – товарной и формовочной, каждая из них имеет свои дозаторы и бетоносмесительные установки. Операторы одновременно работают на двух пультах - передают по телефону полученную информацию дозировщикам компонентов и поддерживают постоянную связь с мотористами бетоносмесительных установок. В течение смены они принимают большое количество заказов от формовочного цеха, при этом важно не перепутать объем и технологические параметры каждого вида изделий, так как их перечень достаточно широк. Им приходится одновременно отвечать на звонки, принимать заказы и отпускать готовый бетон. Не каждый справится с такой работой, поэтому новички здесь проходят тестирование, своего рода проверку на проф-пригодность.
Не менее сложная и ответственная работа на участке дозирования компонентов бетонных смесей. По словам Аниса Тимергалиевича, дозировщику нельзя ошибаться, иначе дорогостоящее изделие или раствор могут выйти с браком.
- Мы ценим людей, которые не только справляются с такой сложной работой, но и могут успешно обучать новичков, - подчеркивает Анис Мухаматьянов.
 В числе таких специалистов - дозировщица Ольга Чурбаева, работающая в ООО «ЖБЗ» пять лет. По словам Аниса Мухаматьянова, она отлично справляется не только с обязанностями на всех смежных участках производства, но и с ролью наставника производства. За последние три месяца Ольга Ивановна обучила азам своей работы шестерых новичков.
В течение недели новички проходят стажировку под руководством своей опытной наставницы, тщательно изучая все тонкости и нюансы производства бетона, а затем начинают работать самостоятельно. Например, моторист бетоносмесительных установок Тимур Барболов осваивал азы своей работы в течение шести рабочих дней, дозировщик Денис Хайдаров еще находится в процессе обучения.
- Ольга Ивановна все объясняет понятно и доходчиво. Когда ей задаешь вопросы, она терпеливо и спокойно на них отвечает, - рассказывают ребята. – Работа наша очень ответственная, и приходится все изучать дотошно, чтобы потом не допустить брака в работе.
Моторист бетоносмесительных установок Венер Галлямов – тоже ученик Ольги Чурбаевой.
- Я стажировался у Ольги Ивановны около пяти дней. Моя наставница сначала производила дозировку компонентов, потом спускалась ко мне и рассказывала, какие свойства должны быть у бетона, какой пластичности он должен быть, сколько надо добавлять туда воды и других материалов и т.д. Через несколько дней я начал работать сам, - рассказывает Венер.
Но даже работая самостоятельно, он всегда обращается к своей наставнице, если возникают какие-то вопросы.
По словам Ольги Чурбаевой, главное качество для наставника – терпение. Только в этом случае процесс обучения бывает эффективным. Ведь нередко обучаемые даже со строительным образованием имеют о своей будущей работе весьма отдаленное представление. А некоторых приходится обучать буквально «с нуля». Ольга Чурбаева призналась, что она сторонник обучения прежде всего практическим навыкам – по принципу «поменьше теории и побольше практики». По ее мнению, именно так новичок быстрее приобретает необходимые навыки работы.
Понаблюдав какое-то время за тем, как идет процесс освоения рабочих навыков, Ольга Ивановна доверяет новичку рычаги установок.
-Вы работайте, а я вас поправлю, если что-то не так, - говорит Ольга Ивановна своим подопечным. - Первым делом надо запомнить, где какой бункер, набор и отдача, все остальное идет строго по дозировке.
 Как уточнил Анис Мухаматьянов, не все так просто в процессе изготовления бетона – одна из трудностей заключается в том, что не всегда в результате смешивания компонентов в соответствии с необходимой дозировкой выходит требуемый продукт. Иной раз бетон приходится доводить из-за того, что материал идет неоднородный – где-то надо гравия добавить, а где-то песка, воды или цемента. Всем этим тонкостям молодых рабочих также надо обучать.
Продолжительность обучения зависит от степени сложности работы, например, моториста бетоносмесительных установок, если он внимательный, можно подготовить за неделю. А  дозировщика компонентов бетонных смесей нужно обучать не менее двух недель. Затем он потихоньку начинает работать самостоятельно, сначала в третью смену, с маленьких объемов, затем во вторую смену, где нагрузка поменьше, и лишь потом в первую смену, где идет максимальная нагрузка. Наставник продолжает делиться своим опытом с подопечными и после того, как они начинают работать самостоятельно.
- Например, один из моих подопечных Антон Кузнецов сейчас вышел работать в третью смену, а я в это время заканчиваю работу и сажусь в автобус. Он мне звонит и мы обсуждаем, как и что делать, - рассказывает Ольга Чурбаева.
В будущем проблема подготовки рабочих кадров будет стоять еще острее, поэтому в ООО «ЖБЗ» считают, что наставничество на производстве надо всячески поощрять и развивать. По словам Рифа Саяхова, на предприятии подумывают об изыскании возможностей для материального поощрения работников, занимающихся помимо основной работы, обучением молодежи на рабочем месте.
Елена НИЗАМОВА.
 

Готовимся реализовать себя
 
(«Интеграл-Информ» №13 от 13.04.2012г.)
 
Сегодня в строительном управлении № 1 ОАО «ИНТЕГРАЛ» в Нефтекамске проходят практику 13 учащихся профессионального лицея № 27. Это будущие мастера общестроительных работ (каменщики-монтажники-электросварщики) – 10 человек и сварщики – 3 человека. Двоих из них – Андрея Угрюмова и Дениса Тимергалина мы встретили на рабочем месте вместе со старшими товарищами – на кладке кирпича на шестом этаже строящегося дома № 6 в микрорайоне «Авалон». Ребята приехали в Нефтекамск из Дюртюлинского района и города Бирска. Уже это подразумевает, что они сделали свой выбор осознанно, решив посвятить свою жизнь профессии строителя. Поступив в лицей после средней школы, они сегодня учатся на третьем – выпускном курсе.
 
- Нас здесь приняли хорошо, учат работать. Помогают, если что-то не получается, показывают, как надо делать. Работаем, стараемся.
Интересуюсь дальнейшими планами ребят.
- После окончания лицея нас ждет армия. После службы намерены дальше учиться. Хочется получить высшее образование по строительной специальности. Если решили стать строителями, надо реализовать себя.
- Разочарования от выбранной профессии нет?
- Нет. Все хорошо.
Андрей и Денис скоро получат дипломы мастера общестроительных работ. Это значит, что они смогут работать каменщиками, монтажниками и электросварщиками. Таких специалистов «три в одном», наверное, ждут в СУ-1?
- Конечно, - говорит начальник участка общестроительных работ Айдар Маннанов. – Если нормально пройдут производственную практику, если будут положительные отзывы от наставников, на работу мы их примем. Главное, чтобы у них самих было желание.
- Следует отметить практикантов-сварщиков, - включается в разговор бригадир Завиль Хайруллин. – Старательные ребята. Среди них выделяется Ильдар Ганиев. Родом из деревни Ново-Нагаево, он каждый день приезжает на работу без опозданий, с желанием учится, осваивает профессию. Мы рады, что на смену старшему поколению сварщиков растут работящие, надежные парни. На таких ребят – наша надежда.
 
Зулейха АХМЕТОВА.
 

(«Интеграл-Информ» №13 от 13.04.2012г.)
 
«Общий объем работ, выполненных в 2011 году строительными организациями, составил 5,062 триллиона рублей, что на 5,1 процента больше, чем в 2010-м. Введено в строй в общей сложности 62,3 миллиона квадратных метров жилья, или 788 тысяч квартир, - и это на 9,9 процента больше, чем годом ранее. Все федеральные округа выполнили задание по строительству». (Владимир Яковлев, президент Российского союза строителей).
 
Директор профессионального лицея Рамиль Харрасов:
 
«ОАО «ИНТЕГРАЛ» ­ наш
самый надежный партнер»
 
Показатели, конечно, внушительные. На будущее планируются объемы с еще большими цифрами. Но в силах ли строительный потенциал страны преодолеть эти рубежи? Сомнительные прогнозы ведущих и авторитетных строителей России сегодня оставляют все меньше места для фанфар. Какое будущее ожидает строительный комплекс России в целом и нашего города в частности? Об этом цикл наших материалов, которые мы сегодня предлагаем читателям газеты. Первая отправная точка - это профессиональный лицей № 27 г.Нефтекамска.
Кузница будущих строителей – так называют это учебное заведение, которое открыло свои двери в 1964 году. Потребности молодого города, прежде всего в специалистах строительной отрасли,      стали толчком для создания этого учебного заведения. С момента открытия по сегодняшний день в стенах лицея подготовлено более 13 тысяч молодых специалистов. Без преувеличения можно сказать, что город Нефтекамск построен руками выпускников ПЛ № 27.
Реалии современного мира требуют активного участия будущих работодателей при подготовке специалистов. Именно поэтому еще в 2005 году по распоряжению Правительства РБ за профессиональным лицеем № 27 в качестве базовых предприятий были закреплены ведущие строительные организации города: ОАО «ИНТЕГРАЛ», МУП «Нефтекамскстройзаказчик», ОАО «БНПС». Как продолжается это сотрудничество, какой реальный результат имеет от него учебное заведение, рассказывает директор лицея Рамиль Харрасов.
__________________________________________________________________________________________________________
 
- Профессия строителя – одна из сложных, труд этот – очень тяжелый. Хотя много говорится о модернизации, об инновациях в строительном комплексе, стройки остались в таком же сложном положении, как и в прежние годы. Труд каменщиков, монтажников, сварщиков, мастеров сухого строительства (так сейчас называются маляры, штукатуры, столяры, плотники) до сих пор у нас в стране считается самым тяжелым. Понятно, что дети особо не хотят работать на этих сложных участках. Несмотря на это, в масштабах республики среди 88 начальных профессиональных учебных заведений наш лицей сегодня – на третьем месте по количеству обучающихся (есть такие учебные заведения, в которых насчитывается по 300 учеников). В текущем учебном году мы приняли 250 человек, на следующий год необходимо набрать 200 учащихся.
Сегодня в лицее обучаются 728 учащихся, которые вместе с профессией получают среднее образование. В 25 группах ведется обучение по 12 специальностям. Согласно новым стандартам, начиная с сентября 2011 года, дети обучаются 2,5 года вместо прежних 3 лет. Для иногородних учащихся имеется общежитие, ударники учебы получают академическую стипендию, многим выплачивается социальная стипендия, выделяется также и материальная помощь. В этой связи хочу отметить большую помощь нашего социального партнера – ОАО «ИНТЕГРАЛ». 40 учащихся ежемесячно получают именную стипендию «ИНТЕГРАЛА» по 500 рублей. Коллектив педагогов и мастеров лицея, учащиеся выражают огромную благодарность Альфату Зайниевичу Назмиеву за такую поддержку будущих строителей.
Кроме того, мы в прошлом году, участвуя в республиканском конкурсе среди учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы, выиграли грант в размере 22 миллиона рублей, что также стало возможным благодаря поддержке и материальной помощи ОАО «ИНТЕГРАЛ». На средства гранта сегодня полностью обновляем столярный цех, цех по производству окон и цех по изготовлению корпусной мебели. Приобретено новое оборудование, закупили современный учебный класс с компьютерами, интерактивной доской.
Не секрет, самым главным вопросом было и остается трудоустройство выпускников и организация производственной практики. За нашим лицеем, конечно, закреплены, кроме «ИНТЕГРАЛА», еще два базовых предприятия. Как я уже говорил, это МУП «Нефтекамскстройзаказчик» и ОАО «Башнефтепромстрой». Но самый надежный из них - наш постоянный социальный партнер «ИНТЕГРАЛ», который даже в период тяжелого финансового кризиса поддерживал нас. Сегодня на предприятиях холдинга «ИНТЕГРАЛ» проходят производственную практику 47 учащихся. Это будущие каменщики, монтажники, сварщики, мастера сухого строительства, пекари-кондитеры. Они непосредственно трудятся на объектах строительства ОАО «ИНТЕГРАЛ», в столярном цехе ООО «ЯЗНО», в ООО «Железобетонный завод», ОАО «Нефтекамский хлебокомбинат».
- Рамиль Рашитович, как принимают ваших учащихся в подразделениях, куда они приходят на производственную практику?
- Процесс прохождения производственной практики у нас уже отработан. Принимают наших детей нормально, закрепляют их за старшими товарищами-наставниками, которые стараются передать все свое умение и опыт молодым. Мы очень благодарны руководителям предприятий, начальникам участков, мастерам за помощь, которую они оказывают учащимся лицея в освоении профессии, во вхождении в трудовые коллективы. Наше сотрудничество не остается незамеченным, наших детей после окончания учебы ждут на местах, приятно бывает, когда мы получаем благодарственные письма от предприятий за подготовку хороших специалистов. И это еще не все. Только в ОАО «ИНТЕГРАЛ» наши учащиеся, проходящие производственную практику, получают зарплату. На других предприятиях такое не практикуется. Надеемся, что плодотворное сотрудничество продолжится и в будущем. Именно эта материальная поддержка со стороны ОАО «ИНТЕГРАЛ» сегодня является стимулом для молодых людей, поступающих в наш лицей. Немаловажное значение имеет и факт, что в «ИНТЕГРАЛЕ» всегда охотно принимают наших выпускников на работу.
- Сотрудничаете ли вы с центрами занятости города и районов, откуда прибывают ваши учащиеся?
- Конечно. Есть федеральная и республиканская программы поддержки выпускников учебных заведений. В этой программе в прошлом году участвовали около 70 наших выпускников. С центрами занятости населения мы сотрудничаем и по подготовке и переподготовке кадров из числа безработных, которые получают у нас профессии сварщика, парикмахера, маляра и каменщика. А так, специалисты строительных профессий сегодня очень востребованы, поэтому те выпускники, которые хотят закрепиться в организациях нашего города или же в других населенных пунктах республики, всегда могут найти работу. Главное, чтобы они сами выразили желание идти на производство. Но, как я уже говорил, профессия строителя – одна из сложных, тяжелых физически, поэтому нынешнее молодое поколение особо не стремится идти на стройку. Конечно, хочется, чтобы они трудоустраивались по приобретенной в нашем лицее специальности. Радует, когда выпускники устраиваются на работу в подразделения холдинга «ИНТЕГРАЛ».
Учебное заведение с почти полувековой историей – это реальность для нашего города и даже всей республики. В связи с требованиями рынка труда региона в последние годы здесь начато обучение новым специальностям. В 2004 году стали готовить парикмахеров, в 2005 году впервые набрали учебную группу по профессии «Изготовитель хлебобулочных изделий» со специализацией пекарь-кондитер. В 2007 году получена лицензия на обучение профессии строительного профиля «Мастер сухого строительства», предусматривающая подготовку специалистов по наружной отделке зданий и внутренней отделке помещений с применением современных строительных и отделочных материалов, предназначенных для оштукатуривания и выравнивания поверхностей, облицовочных работ. Также в нашем лицее можно получить специальность «Художник по костюму». Обучение новым профессиям требует соответствующей материальной базы и наличие педагогических кадров. Администрация лицея, базовые предприятия и инженерно-педагогический коллектив совместными усилиями решают эти проблемы и стараются не останавливаться на достигнутом.
Зулейха АХМЕТОВА.
  
 

Назад | Версия для печати